Советы педагога-психолога

МБДОУ"Детский сад № 14" город Урай

Советы педагога-психолога

 

Что наша жизнь – игра!

         Не пренебрегайте столь, казалось бы, несерьёзным приёмом в обучении и развитии ребёнка, как игра. С помощью игровых методик можно достичь очень больших успехов.

                 

 

  К детским играм не принято относиться серьёзно. Чего стоят одни только негативные высказывания взрослых по поводу детских игр: «Тебе бы всё играть! Опять ты со своими игрушками! Такая большая, а всё в куклы играешь!» Такое пренебрежительное отношение к детским играм очень недальновидно и даже вредно. Педагогами и психологами доказано, что игра является основной и вполне естественной с точки зрения развития деятельностью ребёнка в возрасте от 3 до 7 лет. Это способ познания детьми окружающего их мира: экспериментирования с явлениями социальной жизни, с предметами, с числами, словами и буквами. Такой вид деятельности весьма интересен и увлекателен для ребёнка – дошкольника.

         Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой детской гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.

         Игра - самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать "здесь и теперь", достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.                                                     

Дошкольники охотно играют и в обучающие, развивающие игры (различные лото, игры на смекалку), и в ролевые (обыгрывая в группе сверстников ситуации из взрослой жизни), и манипулятивные (позволяющие изучать свойства предметов). Поэтому дошкольника надо учить всему играя.          В игре ребёнок учится действовать по правилам, удерживать в уме инструкцию, при этом развивается речь, образное мышление. А благодаря ролевым играм происходит социальное и эмоциональное развитие ребёнка. Иногда игры детей похожи на маленькие спектакли. Дети разыгрывают прочитанные сказки, увиденные фильмы, услышанные новости и, конечно, наблюдаемое изо дня в день общение друг с другом взрослых. Сначала сюжет очень точно соответствует исходному источнику, но постепенно дети начинают вносить в него собственные идеи, придумывать неожиданные повороты. Особое внимание детей привлекают сложные отношения: ложь, предательство, преданность, храбрость – всё это находит отражение в сюжетах их игр. Они как бы примеряют на себя те или иные формы поведения, готовятся к встрече с этими явлениями в реальной жизни. Нормы, лежащие в основе человеческих взаимоотношений, становятся через игру источником развития морали самого ребёнка. 

 

ИГРАТЬ  НАДО  ПО  ПРАВИЛАМ

         Игра приучает ребёнка подчиняться правилу, действовать по образцу. Умение всё это делать необходимо для успешного обучения в школе. Учатся всему этому дети в процессе игр.   

Именно в дошкольном возрасте главным в процессе игры становится чёткое следование оговоренному правилу или сути своей роли. Ребёнок в игре выполняет две функции: с одной стороны играет свою роль, а с другой – контролирует своё поведение. Поведение ребёнка становится произвольным, он всё больше научается подчинять его требованиям ситуации и правилам.

          К моменту поступления в первый класс необходимо, чтобы у ребёнка была развита произвольность, чтобы он мог подчинять свою деятельность заданному учителем правилу, внимательно слушать и выполнять инструкцию, работать по нарисованному образцу.

         Всё это родители могут развивать в своём ребёнке с помощью различных игр и упражнений:

  • Предлагайте ребёнку дорисовать узор по заданному образцу или нарисовать его по клеточкам под диктовку  (клеточка вправо, две клеточки вверх, три клеточки вниз и т.д.).
  • Чаще давайте задания сделать из конструктора, пластилина что-то по нарисованному образцу.
  • Играйте в запрещённые слова или цифры. Например: надо помнить о запрещённых словах в игре «Да» и «Нет» не говорите, чёрный с белым не берите». Или «Запретное число», когда, считая вслух, вместо числа, содержащего слово «три», ребёнок должен хлопнуть в ладоши(1,2, хлопок, 4…11,12, хлопок,14,….21,22, хлопок,24, и т.д.).
  • Используйте игры с правилами (шашки, лото, задания на выполнение инструкции).
  • Предлагайте игры типа «Замри – отомри», «Запретное движение или слово»,   «Холодно – горячо», «Тише едешь – дальше будешь».

 

 Ловкость рук.

          Важным показателем готовности ребёнка к школьному обучению является развитие тонкой моторики, двигательных навыков кисти. Чем больше и разнообразнее работа кисти, тем лучше и быстрее совершенствуются её движения.

         При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а играть, создавая тем самым  условия для развития мелких мышц руки.

Существует много игр и упражнений по развитию моторики.

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.
  •  Рисование или раскрашивание картинок    любимое занятие дошкольников. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов.
  •  Конструирование.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.
  • Завинчивание и развенчивание крышек банок, пузырьков и т. д.
  • Всасывание пипеткой воды.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
  • Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков – чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научить наших детей всему, что умеем сами!
  • Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать.
  • “Показ” стихотворения. Пусть ребёнок показывает руками всё, о чём говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребёнку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.
  • Теневой театр. Попросить малыша соединить большой и указательный пальцы, а остальные распустить веером. Чудо: на освещённой настольной лампой стене появится попугай.
Дата последнего обновления страницы 14.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»