Экспериментальная деятельность ДОУ

МБДОУ"Детский сад № 14" город Урай

Экспериментальная деятельность ДОУ

 

           На основании приказа Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования»   № 100 от 17.06. 2015г. «О присвоении статуса экспериментальной площадки   федерального государственного  автономного учреждения «Федеральный институт  развития образования» и Соглашения о создании экспериментальной площадки от 17 июня 2015г. по теме: «Проектирование социальной ситуации развития детей 3 – 7 лет в Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей»  МБДОУ «Детский сад № 14» присвоен статус  экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО».

Концепция: (основные теоретические идеи, составляющие основу исследования): методология культурно-исторического понимания детства Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева,  Д.Б. Эльконина, А.Г. Асмолова и др.

Основная цель экспериментальной деятельности: Разработка  комплекса организационно-педагогических условий эффективного сопровождения деятельности дошкольного образовательного учреждения по проектированию социальной ситуации развития детей 3 – 7 лет в Примерной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей». 

В свою очередь, это является логическим  продолжением  экспериментальной деятельности педагогического коллектива с 2013 по 2015гг. по созданию условий  для обеспечения единого социокультурного образовательного пространства  в семье и детском саду  для равноправного и заинтересованного взаимодействия по реализации  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  посредством апробации дидактического пособия «Детский календарь», разработанный авторским коллективом программы  для содействия развитию детей 3-7 лет  в рамках реализации мероприятий федеральной экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО».

            На основании  Тематического  плана реализации  экспериментальной деятельности в МБДОУ «Детский сад № 14»  в  2015-2016 учебном году, на I этапе велась практическая работа по изучению материалов программы и обучающих семинаров, организованных авторами программы «Миры детства: конструирование возможностей» и научными руководителями экспериментальной деятельности.  Педагогами разрабатывались конспекты мероприятий с детьми и родителями,  были организованы взаимопросмотры  организованной  НОД, совместной деятельности  педагогов с детьми по реализации культурных практик   Примерной основной образовательной программе «Миры детства: конструирование возможностей».

В настоящее время все родители, воспитатели 2 младшей группы и специалисты   вовлечены в  реализацию тематического плана мероприятий  по экспериментальной работе.  Проведение совместных мероприятий с детьми и родителями, постоянно действующие выставки работ детей, которые меняются  систематически, планомерная работа с  родителями, помогли воспитателям  в сплочении  коллектива, как родителей, так и детей. Свою активную позицию  по воспитанию, развитию и обучению детей дошкольного возраста в свете введения ФГОС дошкольного образования  на основе новой программы «Миры детства: конструирование возможностей» представили родители на  итоговом родительском собрании.

В работе с детьми  младшего дошкольного возраста  воспитатели уделяют особое внимание продуктивным видам деятельности. Важностью создания педагогических условий для продуктивных видов деятельности не только в детском саду, но и в семье, как одному из средств, направленных на достижение первого уровня образования ребенком дошкольного возраста  обусловлена актуальность работы  в данном направлении.

  В течение всего учебного года воспитатели готовили   выставки работ детей, использовали их в оформлении  интерьера  группы. Воспитатели вместе с  детьми принимают участие во всех конкурсах детского творчества в  детском саду, на муниципальном и федеральном уровне.

Вся деятельность по экспериментальной работе с детьми 2 младшей группы отражается на  2 младшей группы «Семицветик»- http://cemitcvetik.jimdo.com/.

  Таким образом, можно сделать вывод, что результатом проделанной работы  за  I  этапа экспериментальной деятельности является та база, на которой и будет основываться  понимание  идей ФГОС ДО, их преимущества по сравнению с традиционными методами как «формирующей» педагогики, так и педагогической практики, основанной на идеях образовательной  программы дошкольного образования нового поколения «Миры детства: конструирование возможностей».

 

 

Проект "Дорога, ребенок, безопасность" 

В течение последних трех лет МБДОУ детский сад № 14  большое внимание уделяет обучению своих воспитанников правилам дорожного движения. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, – первоочередная задача взрослых. С февраля 2011 года детский сад №14  получил статус городской экспериментальной площадки, коллектив начал работу по проекту «Дорога, ребенок, безопасность». Обучение правилам дорожного движения, воспитание культуры поведения детей на улице, на дороге проводится педагогическим коллективом детского сада в комплексе всего воспитательно-образовательного процесса. В детском саду созданы оптимальные условия для проведения с воспитанниками детского сада познавательных занятий, развлечений по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В методическом кабинете детского сада накапливается методическая и детская литература, плакаты, брошюры, конспекты, сценарии, материалы, освещающие опыт работы педагогов ДОУ, материалы по взаимодействию с родителями и ГИБДД по профилактике дорожно-транспортного травматизма. В холле дошкольного учреждения расположена фото галерея, по которой можно отследить хронологию мероприятий, проводимых в ДОУ по закреплению правил дорожного движения. В каждой возрастной группе созданы уголки по дорожному движению, где представлены наглядный и демонстрационный материалы, дидактические игры. Здесь имеются макеты для игр с маленькими машинами, фигурками пешеходов, дорожные знаки, светофор, напольные конструкторы, планшеты с перекрестком. Все эти атрибуты помогают организовывать сюжетно-ролевые игры по следующим темам: «По городу», «Наш микрорайон», «Светофор», «За рулем», «По дороге в детский сад». С целью обеспечения безопасного передвижения по улицам и дорогам города с детьми проводятся целевые прогулки и экскурсии к светофору, перекрестку дорог, пешеходному переходу. Работа осуществляется на тематических занятиях: познавательных, речевых, по развитию элементарных математических представлений; досугах, в играх, беседах. Большое внимание уделяется применению полученных знаний дошкольниками в повседневной жизни. Воспитатели создают проблемные ситуации на макетах, схемах и обсуждают их с детьми. Закрепляют знания правил дорожного движения при рассматривании картин, чтении специально подобранной художественной литературы, во время подвижных и сюжетно-ролевых игр. Чтобы мы ни говорили детям в детском саду, сколько бы ни проводили интересных и важных занятий, результат будет невысоким, если родители сами не показывают положительный пример.

 

 Поэтому важно, чтобы вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города происходила в тесном взаимодействии с родителями. В помощь родителям в ДОУ оформлены информационные стенды по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и формированию навыков культуры поведения на улицах города. Заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности – первоочередная задача взрослых.


 Экспериментальная площадка

Федерального государственного автономного учреждения

 «Федеральный институт развития образования».

Тема:  «Взаимодействие ДОУ и семьи как ресурс социокультурного развития ребенка при взаимодействии с музеем».

 Направления  деятельности  экспериментальной  площадки:

       Информационное – формирование комплекса знаний в области истории, культуры своего народа, своей малой родины.

       Развивающее – развитие познавательных способностей детей в изучении природы и этнографии жителей родного края, формирование устойчивого интереса к растительному и животному миру родного края, культурным традициям коренных жителей Севера, к народу, живущему в ХМАО-Югре.

       Воспитательное – формирование  гражданско-патриотических чувств к родному  краю, городу.

       Методическое – методическое обеспечение деятельности субъектов по реализации Проекта.

Контрольное – система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения проекта «Воспитание любви к «малой Родине» у детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ».

Актуальность:

Одной из задач национальной доктрины образования в Российской Федерации является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. В понятие «патриотизм» мы вкладываем чувство любви и привязанности к Родине, желание трудиться на ее благо. Без патриотизма не возродится сила государства и не создастся гражданское общество, не привьются людям понимание своего долга и обязанностей, уважение к закону. Без национальной гордости трудно вдохновить людей на благородные дела и поступки.   

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием своего региона. Высокие чувства, такие как преданность и любовь к Родине, складываются из маленьких крупиц уважения к своей семье, родной улице, детскому саду, городу, в котором живешь.

Следует помнить, что патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека с раннего возраста. Воспитать любовь к родному краю, городу – это значит так показать детям их родной город, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство  гордости за своих земляков.                                          

Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка.   

         В дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения, система ценностей  и именно музей может оказать большую помощь ДОУ и родителям в гражданско-патриотическом воспитании, так как в его распоряжении имеется большое число наглядных средств, способствующих развитию гармоничной личности ребенка на доступных примерах истории природы, общества, искусства.  Здесь в немалой степени через призму своей культуры, через восприятие культуры народов зарождается национальное самосознание детей. Музей – особый мир, который способен значительно расширить и обогатить образовательный маршрут ребенка. В музее, как уникальном месте для проведения семейного досуга в выходные дни, можно погрузиться в прошлое и проявить свои творческие способности, осуществлять равноправное взаимодействие ДОУ и семьи  на  развитие познавательных способностей детей в изучении природы и этнографии жителей родного края, растительного и животного мира, культурных традиций коренных жителей Севера.

Новизна:

Равноправное взаимодействие ДОУ и семьи в развитии познавательной активности детей воспитании гражданско-патриотических чувств у старших дошкольников.

Родители и педагоги детского сада – воспитатели одних и тех же детей. Поэтому  результат их деятельности может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников наиболее соответствует  понятие взаимодействие, которое  рассматривается как  процесс  совместной деятельности  людей по выполнению общей задачи. Семья с её неповторимой атмосферой родственных эмоциональных связей, укладом, стилем внутрисемейных отношений, нравственной направленностью, любовью родителей, родных и близких, обеспечивает детям защиту и психологический комфорт, даёт жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребёнка к родителям, склонного к подражанию, делают его особо восприимчивым к их воздействию. Поэтому семье принадлежит  ведущая роль в  неформальном образовании, в приобщении ребёнка к общечеловеческим ценностям, в самовоспитании через  приобщение к детской субкультуре. 

Цель:

Сформированность  познавательной активности у детей гражданско-патриотических  чувств у детей старшего дошкольного возраста как результат  деятельности социальных партнеров:  ДОУ, родителей, музея.

                                            Основные задачи исследования.

       Формировать у старших дошкольников любовь к родному городу и чувство гордости за него;  развивать уважение к землякам, прошлому, настоящему, культуре, достопримечательностям родного края.

       Создать  условия  в ДОУ: кадровые, материально-технические, нормативно-правовые,

     научно-методические,  финансово-экономические; 

       Создать  преемственные связи ДОУ, родителей, музея.

       Использовать  инновационные технологии, направленные на развитие  у старших дошкольников  потребности  в  духовном  развитии,  развитии  интереса  к  истории  родного   края.

       Отслеживать   результативность  работы  всех  участников  образовательного  учреждения 

с  помощью системы мониторинговой деятельности.

       Повысить инновационную активность педагогов (разработка дидактических материалов,  методических разработок, участие в  мероприятиях по данной проблеме).

       Создать методические условия для интегрированного обучения и воспитания дошкольников по развитию познавательной активности у детей, формированию гражданско-патриотических чувств.

  • Создать условия для равноправного взаимодействия ДОУ и семьи по воспитанию у детей     старшего дошкольного возраста любви к родному городу

 

Дата последнего обновления страницы 14.11.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»