Образование детей с особыми образовательными потребностями

МБДОУ  " Детский сад №14" 

                город Урай               

            Образование детей с особыми образовательными потребностями

  В учреждении функционируют две группы  компенсирующий направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи: средняя возрастная группа (10 человек), подготовительная группа (10 человек)

 

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

по созданию специальных условий получения дошкольного образования обучающимися с инвалидностью и обучающимися ограниченными возможностями здоровья

в МБДОУ «Детский сад № 14»

 

 

  

  

Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.

  Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.

 Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

 Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…

 Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

 Почему он так испуган? Почему не говорит? ….

Мир «особого» ребёнка –он закрыт от глаз чужих.

 Мир «особого» ребёнка -допускает лишь своих!

 

   Информация для родителей

  Инклюзивное дошкольное образование

 

 

    Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями

 здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность  учиться и развиваться в среде

обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные

 условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

 

 

 

"Инклюзия" в переводе с англ. языка inclusive-означает "включенность», с франц. языка inclusif - включающий в себя, от лат. include - заключаю, включаю , общим словом - включенное образование, термин, используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в образовательных организациях. 

 

    Инклюзивное образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично,обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. 

 " Инклюзия"-формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Восемь принципов инклюзивного образования:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 Оказание образовательных услуг детям-инвалидам осуществляется по заявлению родителей и на основании заключения врачей – специалистов при наличии выписки из истории развития ребенка, не более 1-2 человек на группу с сопровождающим взрослым.  

     Выбор модели по оказанию образовательных услуг ребенку-инвалиду основывается на следующих    показателях:

  •        особенность развития ребенка;

  •         характер продвижения ребенка в процессе образования;

  •        степень интеграции ребенка в коллектив сверстников;

  •         желания и запросы родителей (законных представителей). 

Выбор содержания, форм, средств, методов и приемов воспитательно-образовательной работы с детьми в рамках каждой модели определяется общеобразовательной программой ДОУ.

 

      Нормативно-правовые документы

 

 Законодательные акты  на которых строится инклюзивное дошкольное образование.

    Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены в Конституции РФ и во многих законодательных актах России: 

Федеральном законе  Российской Федерации от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

 Федеральном законе  от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 

Постановлении Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года N 175 «О государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы» (с изменениями на 11.09.2012 года), в  иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

 

 

Регионального уровня

   

Приказ Департамента  образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 25.08.2016г. №1291 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по организации инклюзивного образования и созданию специальных условий для получения дошкольного и общего образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре на 2016-2018 годы"

 

           Приказ ДОиМП от 31.08.2016 г. № 910-1305 "О порядке межведомственного взаимодействия     по предоставлению информации о детях с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в создании особых условий обучения, в ХМАО-Югре"

 

   Приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 24 марта 2015 года №345 "Об утверждении плана действий по обеспечению введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

 

   Приказ ДОиМП от 14.03.2014г. №270 "Об утверждении муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в качестве площадок по созданию универсальной безбарьерной среды в 2014 году"

 

   Приказ от 19.03.2014г. №301 "Об утверждении Плана-графика ("дорожной карты") введения инклюзивного образования в образовательных организациях, реализующих программы общего образования, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре на 2014-2015 годы"

 

     Приказ ДОиМП от 20.05.2013г. №437 "Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в ХМАО-Югре"

 

   Постановление правительства ХМАО-Югры от 13.12.2013г. №543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в ХМАО-Югре"

 

Постановление  правительства ХМАО-Югры от 09.10.2013г. № 430-п  «О государственной программе ХМАО-Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском  Автономном Округе- Югре на 2016-2020 годы»

 

 

                   Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

    Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов.

 

 

                Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

     Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

    Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

 

     Дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

     Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

 Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

 

 

Дата последнего обновления страницы 10.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»